Савелий Либкин, ресторатор, совладелец компании «Реста» и член жюри Национальной ресторанной премии «СОЛЬ®» о ее значении, истории создания награды и ключевых аспектах оценки
Савелий Либкин, ресторатор, совладелец компании «Реста» и член жюри Национальной ресторанной премии «СОЛЬ®» о ее значении, истории создания награды и ключевых аспектах оценки
О премии
Национальная ресторанная премия «СОЛЬ®» – один из проектов, который мы разрабатывали с чистого листа вместе с Андреем Скипьяном (президент Клуба отельеров и рестораторов «Hoteliero», основатель Национальной ресторанной премии «СОЛЬ®»).
Дивидендов от этого проекта я не получаю, так как не являюсь владельцем. Меня пригласили принять участие в качестве консультанта и идеолога. Поскольку я имел представление о том, как это должно работать.
Андрей – системный и последовательный человек. Он занимается постоянным развитием премии. Несколько раз в год мы встречаемся с ним и обсуждаем некоторые моменты. От него, как от главного бенефициария, зависит будущее премии.
Премия дается на год. Что-то вроде звания «Любимая жена на год». Подавать заявку на участие можно ежегодно. В течение одного месяца действует прием заявок от ресторанов в опции «самономинирование». При этом, ресторан может номинироваться только в одной категории.
Жюри независимо оценивает рестораны-финалисты премии. Это заведения, названные 300 экспертами, как лучшие в своих категориях. А также рестораны, которые самостоятельно подали заявку на участие и прошли голосование экспертов. За год я успевают побывать во всех номинирующихся заведениях.
Аспекты оценки
В первую очередь, судьи оценивают кухню. Это – премия о еде. Главное, какое блюдо на вкус. Все остальное для меня не важно. Я могу повторно прийти только в тот ресторан, где мне понравилась еда.
Атмосфера и интерьер – нюансы. В последнее время этим составляющим стали уделять больше внимания, чем кухне. Рынок вырос в деньгах. Сегодня больше инвестируют в архитекторов и “ресторанных декораторов”.
Кухня – желание и намеренья владельца, а главное, команда поваров. Подчеркиваю, одним хорошим шеф-поваром не обойтись. Только слаженной работой всего коллектива можно добиться хороших результатов.
Судьи неподсудны. Их рестораны не номинируются на премию. Но все понимают, что нужно так же, как и участникам, идти вперед. Бедные судьи никому не нужны.
В судейство выбираем людей с бизнес опытом и безупречной репутацией. Недавно один аферист (иностранец, псевдо шеф) пытался пробиться в судейскую коллегию. Показывал картинки в интернете и рассказывал какой он “селебрити” у себя на родине. Опыта в кухне и бизнесе ноль. Инциденты случаются разные.
Я обмениваюсь мнениями с коллегами в составе жюри, но каждый принимает решение самостоятельно. Здесь нет междусобойчиков.
Подводя итоги
Национальная ресторанная премия «СОЛЬ®» существует сама по себе. Сравнение с премией «Michelin» неуместно. Компания, основавшая упомянутый гастрономический гид, торгует колесами. Ее рейтинг служит для продвижения бренда. Главный показатель «Michelin» – прибыль от продаж шин.
Рейтинги формируют моду на какое-то время. Не скажу, что у премии «СОЛЬ®» такая цель, но она уже выступает в этой роли. В принципе, как и все остальные гиды и награды.
В пример хочу привести фразу из интервью Андрея Кончаловского:
«О рейтингах и PR-е»
“Законы на рынке диктует торговец, он же нанимает критика, а критик формирует моду. “Искусство продавать искусство” сегодня важнее, чем само искусство”.
С тех пор, как один из киевских ресторанов получил премию, цены в нем поднялись в два раза. Говорю об этом как потребитель. Это совершенно нормальное явление.
Люди склонны все монетизировать: как женщина отношения с мужчиной, так и владелец ресторана свои награды и грамоты. Для кого-то имеет значение повесить сертификат, который свидетельствует об участии в ассоциации.
Я не жалею, что мои рестораны не могут номинироваться на премию «СОЛЬ®». Мне не нужны подтверждения, что они достойны награды. Когда тебе 55 лет, еще одна медаль на стене ресторана мало что сможет изменить.
Национальная ресторанная премия «СОЛЬ®», как живая вода для украинского рынка.
Надеюсь, что она позитивно влияет на развитие ресторанного бизнеса в Украине. Сам факт, что определенное количество рестораторов собираются в одном зале, чтобы обсудить какие-то моменты, делает нас хотя бы знакомыми друг с другом. Это очень важно. Просто для того, чтобы знать в лицо тех, кто находится в Днепропетровске, Львове, Киеве или Одессе, и понимать их. Здесь все друг другу аплодируют. И никак иначе.
Если вы хотите читать наши статьи раньше, чем они появятся на сайте, скачивайте приложение Cityfrog для iOS или Android